Сертификация продукции и услуг

В России и Беларуси

Сертификация продукции – это процедура, в ходе которой независимая экспертная организация подтверждает высокое качество и безопасность товара или услуги. Сертификат – это своего рода “паспорт качества”, который открывает для продукции двери на новые рынки, повышает доверие потребителей и укрепляет репутацию производителя.

Добровольная и обязательная сертификация товаров

По закону обязательная сертификация проводится только для той продукции, на которую распространяются требования технических регламентов. Например, эта процедура необходима для автомобилей. Требования по безопасности и экологии к ним прописаны в техрегламенте Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. Без обязательной сертификации ТР ТС авто не зарегистрируют.

Полный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, есть у специалистов “Центромаш”.

Добровольная сертификация проводится по инициативе производителя или продавца товаров. В этом случае заявитель сам определяет, какие параметры изделий будут проверять.

Далее обязательная и добровольная система сертификации продукции ничем не отличаются: специалисты изучают документы, тестируют продукт на качество, безопасность и т.д.

Добровольная стандартизация и сертификация продукции дает товару конкурентоспособное преимущество на полке магазина. Сертифицированные изделия можно отличить по знаку соответствия на упаковке. В Беларуси, например, это буквы “СТБ” в черной рамке.

Наш орган сертифицирует:

  • напитки;
  • изделия резиновые и пластмассовые;
  • изделия минеральные, неметаллические, прочие;
  • машины и оборудование, не включенные в другие группировки
  • машины и оборудование, не включенные в другие группировки

Также орган по сертификации продукции и услуг осуществляет работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям следующих технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза):

— ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;

— ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним»;

— ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;

— ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»;

— ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

— ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

— ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»;

— ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»;

— ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;

— ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»;

— и т.д.

Об органе по сертификации продукции и услуг

Орган по сертификации продукции и услуг аккредитован в Национальной системы аккредитации Республики Беларусь с 2011 года (аттестат аккредитации № BY/112 098.01 от 19.12.2011) и внесен в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС:

Орган по сертификации продукции и услуг осуществляет оформление (регистрацию) следующих документов:

1. В рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь: 

— Сертификат соответствия;

— Декларация соответствия;

— Заключение об оценке типа транспортного средства (типа шасси) в соответствии с Положением о временных требованиях и порядке проведения оценки соответствия отдельных колесных транспортных средств, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2022 № 452.

Орган по сертификации осуществляет работы по подготовке проектов сообщений, касающихся предоставления официального утверждения типа (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства) транспортного средства (типа компонента или сборочного узла) на основании Правил ООН. Более подробная информация представлена по ссылке

2. В рамках оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза): 

 Сертификат соответствия;

 Декларация соответствия;

 Одобрение типа транспортного средства (ОТТС);

— Одобрение типа шасси (ОТШ).

 

С более подробной информацией об аттестате и области аккредитации органа по сертификации продукции и услуг можно ознакомиться здесь.

 

Процедуры подтверждения соответствия

Процедуры подтверждения соответствия продукции и услуг в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь определены Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 года № 61.

Процедуры подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) определены непосредственно техническими регламентами.

Схемы подтверждения соответствия

Схемы подтверждения соответствия продукции и услуг в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь определены Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 г. № 61. сертификация продукции (см. стр. 76-79), сертификация услуг (см. стр. 83-84), декларирование (см. стр. 93-94)).

Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза определены непосредственно в тексте технических регламентов или Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 44 от 18 апреля 2018 «О типовых схемах оценки соответствия».

Заявка для подтверждения соответствия продукции

Формы заявок и документов, необходимых для проведения работ по подтверждению соответствия расположены по ссылке.

Подписанные скан-копии документов, дополнительная информация направляется на электронную почту centromashbel@gmail.com.

При наличии вопросов по заполнению и предоставлению заявок, дополнительной информации и т.д. Вы можете связаться со специалистами органа по сертификации продукции и услуг по телефону: +375172840449, +375172440449.

Заявитель несёт ответственность за достоверность представленных документов.

Действия в отношении сертификата соответствия

Отказ в выдаче сертификата.

Случаи отказа в выдаче сертификата соответствия определены  Разделом II Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 г. № 61.

Выдача сертификата.

Порядок выдачи сертификата соответствия определен Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 г. № 61.

Приостановление, возобновление, отмена сертификата соответствия.

Порядок приостановления, возобновления, отмены сертификата соответствия определен Статьей 27, Статьей 28 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия.

Жалоба – выражение неудовлетворенности деятельностью органа по сертификации со стороны какого-либо лица или организации, по которому ожидается ответ

Апелляция – обращение заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата в орган по сертификации о пересмотре решения, принятого органом по сертификации в отношении этого заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата.

В органе по сертификации продукции и услуг процесс получения, оценивания и принятия решений в отношении жалоб осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В ООО «Центромаш» принимаются к рассмотрению жалобы и апелляции в письменном виде. 

Письменная жалоба или апелляция должны содержать:

–наименование и (или) адрес органа по сертификации;

–наименование, юридический, почтовый адреса, ФИО руководителя для юридического лица;

–фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы) при обращении физического лица;

–изложение сути обращения (жалобы, апелляции);

–оригинальную личную подпись руководителя юридического лица, скрепленную печатью, либо личную подпись гражданина при обращении физического лица.

К письменным обращениям могут прилагаться копии документов, необходимые для рассмотрения жалобы или апелляции.

Письменные обращения, не соответствующие указанным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений юридические лица, граждане вправе вновь обратиться в ООО «Центромаш».

Анонимные обращения принимаются во внимание, но рассмотрению не подлежат.

К рассмотрению в обязательном порядке также принимаются жалобы и апелляции, оставленные в книге замечаний и предложений ООО «Центромаш», а также зарегистрированные в журнале регистрации обращения граждан.

После получения жалобы или апелляции она подлежит регистрации в Книге входящей документации ООО «Центромаш» ответственным специалистом за делопроизводство.  Если в данном документе изложена жалоба или апелляция, связанная с сертификацией, то руководитель ООО «Центромаш» ставит визу и расписывает его руководителю органа по сертификации продукции и услуг.

Руководитель органа по сертификации подтверждает получение официальной жалобы или апелляции направляя заявителю (апеллянту) официальное письмо ( в том числе по электронной почте).

После получения жалобы или апелляции руководитель органа по сертификации продукции и услуг подтверждает, относится ли жалоба или апелляция к деятельности по сертификации, и только в этом случае принимается к рассмотрению. Если установлено, что данная жалоба или апелляция не относятся к деятельности органа по сертификации продукции и услуг, то в письменном виде отправителю сообщается данное решение с указанием конкретных причин, почему жалоба или апелляция не приняты к рассмотрению. Данное письмо подписывает руководитель ООО «Центромаш». 

Если руководитель органа по сертификации подтверждает получение официальной жалобы или апелляции, то они принимаются к рассмотрению. Оригинальные экземпляры письменных жалоб и апелляций (в том числе поступившие и по электронной почте в распечатанном виде) хранятся в папке входящей документации ООО «Центромаш». 

Орган по сертификации продукции и услуг несет ответственность за сбор и верификацию всей необходимой информации (насколько это возможно) для принятия решения в отношении жалобы или апелляции.

Документы по жалобе и апелляции рассматриваются в ходе внепланового внутреннего аудита, экспертом-аудитором/либо командой, состоящей из нескольких экспертов или технических экспертов, назначенным на заседании совета по сертификации.

Результатом проведения внепланового внутреннего аудита является акт.

Акт рассматривается на заседании совета по сертификации органа, где коллегиально принимается решение, которое отражается в протоколе.

Решения по удовлетворению жалобы или апелляции принимаются или рассматриваются и утверждаются лицом (ами), не принимавшим участия в деятельности по сертификации, связанной с жалобой или апелляцией.

В целях предотвращения конфликта интересов персонал (в том числе управленческий), который предоставлял заказчику консультирование или был нанят заказчиком на работу, не привлекается органом по сертификации продукции и услуг для анализа или принятия решения по жалобе или апелляции этого заказчика в течение двух лет после окончания консультирования или работы на заказчика.

Сроки рассмотрения жалоб или апелляций не должны превышать пятнадцати календарных дней, если по данной жалобе или апелляции не потребуется проводить дополнительных испытаний продукции.

Орган по сертификации продукции и услуг официально уведомляет заявителя о результате и окончании процесса рассмотрения жалобы или апеллянта о результате и окончании процесса рассмотрения апелляции. 

Заявителю (апеллянту) предоставляется выписка из протокола совета по сертификации с решением любым удобным способом для заявителя (апеллянта).

В случае, если заявитель (апеллянт) не удовлетворен решением совета по сертификации, то он имеет право обжаловать решение. В данном случае документы для анализа направляются в комитет по защите беспристрастности, который рассматривает документы и подготавливает акт для совета по сертификации для принятия решения.

Орган по сертификации продукции и услуг предпринимает все соответствующие действия, необходимые для удовлетворения жалобы или апелляции.

Порядок применения знаков соответствия

Виды, описание и порядок применения знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь определены Разделом VII Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 года № 61.

Порядок и правила применения, форма и размеры единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза определены Положением о едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711.

Права и обязанности заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата, лица, принимающего декларацию

Информация о финансировании и оплате работ

Оплата работ по сертификации продукции и услуг, регистрации деклараций осуществляется заявителем на основе договора на выполнение работ с органом по сертификации продукции и услуг.

Оплата работ по периодической оценке сертифицированного объекта оценки соответствия осуществляется заявителем на проведение сертификации, владельцем сертификата на основе договора на выполнение работ по проведению периодической оценки сертифицированного объекта оценки соответствия с органом по сертификации продукции и услуг.

С целью исключения дискриминации для всех заявителей установлены одинаковые финансовые условия. Стоимость работ определяется на основании утвержденного прейскуранта цен. 

Информация об описании средств, за счет которых осуществляется финансовая поддержка органа по сертификации продукции и услуг, предоставляется по запросу.

Документы системы менеджмента органа по сертификации продукции и услуг

политика в области качества

Пищевая продукция

Сертификация пищевой продукции (сертификация продуктов питания) – обязательная процедура подтверждения соответствия, как для импортируемых, так и для производимых на территории Республики Беларусь продуктов питания.

Форма заявки

Нужна консультация по порядку предоставления услуг?

Наши специалисты готовы помочь!
Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нужна консультация по порядку предоставления услуг?

Наши специалисты готовы помочь!
Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.